В задачу любого сцепления входит обеспечение плавного переключения передач. Достигается это кратковременным разрывом соединения двигателя и коробки передач. По количеству таких элементов как ведомые диски отличают однодисковое сцепление и двухдисковое. На автомобилях МАЗ можно встретить оба этих варианта.
Наибольшая нагрузка достается нажимному диску, который по конструкционному расположению входит в состав муфты сцепления. Кроме нажимного диска в этот узел входят:
- ведомый диск с демпфером;
- оттяжной рычаг;
- вилка оттяжного рычага;
- упорная пластина;
- маховик.
Любые неполадки со сцеплением могут привести к серьезным поломкам, и самый удачный вариант, когда такую неисправность обнаружили, осматривая сцепление МАЗ в гараже (сервисе), или поломка случалась на пустой дороге при малой скорости. Но бывают варианты и похуже, поэтому следить за состоянием сцепления требуется постоянно – некоторые симптомы можно заметить, даже не залезая под капот.
Машина начинает терять скорость на подъемах, а на разгон требуется все больше времени и в кабине нос во время движения улавливает запах гари? Это явные признаки пробуксовки сцепления. Проверить, действительно ли это так, достаточно просто. Запускаем двигатель, затягиваем ручной тормоз, включаем передачу. Если со сцеплением все хорошо, то движок сразу заглохнет, если работает – поздравляем, ваше сцепление пробуксовывает.
При переключении передач, кажется, что рычаг «ведет», а свободный ход педали сцепления и рычага переключения вроде бы стал меньше? Здесь, скорее всего, проблема неполного включения сцепления. Рывки и удары где-то в трансмиссии при движении с места обычно свидетельствуют об износе или замасливании фрикционных накладок. Хотя, как вариант, это может быть и следствием механических повреждений поверхности нажимного диска и (или) маховика.
Рычаг начинает заедать, «цепляться» во время переключения? Может быть, что ведомый диск и (или) гаситель крутящих колебаний порядком износились. Также такие же «симптомы» появляются и тогда, когда разрушается подшипник выключателя сцепления.
В общем, неприятностей, которые могут поджидать сцепление МАЗ, а с ним всю машину и ее водителя (владельца), хоть отбавляй. И выход из такой ситуации один. Вовремя проводить профилактические осмотры, не нарушать правила эксплуатации и использовать для ремонта сцепления и ухода за ним только качественные материалы и запчасти.
Источники: http://www.kspecmash.ru, http://www.kspecmash.ru