Тяжелые карьерные самосвалы, занимающие промежуточное положение между чистокровными «карьерниками» и привычными дорожными машинами, могут передвигаться без согласования с автомобильной инспекцией по дорогам общего пользования, что значительно расширяет сферу их применения.
В линейке продукции компании Scania таким тяжелым самосвалом, полная масса которого составляет практически 50 тонн, является модель Р 420 CB8x4EHZ. Четырехосная машина, укомплектованная специальным самосвальным кузовом производства шведской фирмы Srling-Ilsbo, предназначена для перевозки скальных пород и работ на горнорудных объектах. Имея по сравнению со специальной горной техникой относительно невысокую цену, автомобиль способен в ряде случаев заменить собой крупные сочлененные самосвалы. О полном вытеснении данных спецмашин с их рабочего места речи, конечно же, не идет, так как по проходимости, объему и массе перевозимого одновременно груза Р 420 CB8x4EHZ уступает соплеменникам. Но при этом он имеет перед ними два неоспоримых преимущества: мобильность с возможностью без каких-либо разрешений и пропусков передвигаться по дорогам общего пользования и гораздо более низкую цену - от восьми до девяти миллионов рублей в зависимости от комплектации. По сути, тяжелые грузовики являются золотой серединой между обычным (дорожным) и карьерным самосвалом. Альтернативный по цене вариант - купить тягач из Китая, например howo, shaanxi и другие.
Сэндвич с козырьком
Поскольку кузов самосвала предназначен для перевозки крупных (практически до метра в диаметре) фракций тяжелых, прочных пород, то для его изготовления применяются исключительно листы высокопрочной стали Hardox-500 и конструкционной Domex-750. Первая идет на изготовление пола и стенок кузова, которые предъявляют повышенные требования к износостойкости, так как подвергаются постоянному абразивному воздействию и ударным нагрузкам. Пол изготавливается из листа толщиной 10 мм, а стенки из восьмимиллиметровой стали. Из Domex-750 выполнены элементы, придающие кузову жесткость, и в частности, мощные боковые усилители, а также стальные листы, закрывающие наружные боковые стенки и низ пола кузова. То есть кузов получается двойной. Данная технология получила название «сэндвича» и благодаря ей кузов выдерживает падение в него кусков крупных скальных пород с высоты до трех метров, что является обычным явлением при загрузке машины мощным карьерным экскаватором. Аналогично изготавливаются кузова, монтируемые на мощные карьерные самосвалы.
Поскольку помимо скальных пород в самосвалах перевозятся и влажные грунты, то, чтобы не происходило их примерзания к полу и стенкам кузова, конструкторы предусмотрели его подогрев. Благо технология «сэндвича» позволяет обеспечить равномерное распределение тепла по всей поверхности конструкции за счет прохождения выхлопных газов между внутренними и внешними стальными листами. Эффективное использование тепловой энергии выхлопных газов крайне важно, так как в отличие от моторов стандарта Евро-3 современные силовые агрегаты, соответствующие по чистоте выхлопа стандарту Евро-5, который достигается применением раствора мочевины (AdBlue), имеют более низкую температуру выхлопа. При работе самосвалов с кузовами традиционной конструкции, в которых «рубашка» подогрева выполнена из усилителей, налипание грунта наблюдалось бы уже при температуре минус 15-20 градусов Цельсия. Еще одним весьма заметным отличием шведского кузова Sorling-llsbo является большой, практически полностью закрывающий крышу кабины и гидравлику привода козырек.
Модель - Scania Р 420 CB8x4EHZ 8x4
Крут. момент 2- 100/1000-1,400
КП - механическая Allison GA867R, 6 скоростей со встроенным ретардером