XXL Auto №3 декабрь 2001
Кому не спится в ночь глухую…
О ночных уличных гонках до сих пор мы знали исключительно из американского кино и компьютерных игрушек. С некоторых пор нечто подобное стало устраиваться и в Москве.
Нелегально, втайне от властей и органов охраны правопорядка, каждый раз меняя дислокацию, собираются по ночам энтузиасты – «вяснить отношения» в скоростных заездах…
Я знал их место и время и решил подтянуться.
А пока, в предвкушении зрелища, представлял себе картинки из боевиков и триллеров: дрожащий свет тусклых фонарей, железные бочки с горящим мусором и зловещие тени, отбрасываемые на обшарпанные стены одетыми в лохмотья афро-и латиноамериканцами, обступившими «навороченный» автомобиль. Визг резины, рев моторов и переливы полицейских сирен, регулярно перекрываемые «bool shit», сквозь стиснутые зубы произносимыми главным героем.
Реальность оказалась одновременно прозаичнее и драматичнее.
На месте сбора, на Фрунзенскую набережную, к предприятию общепита «Причал торпедных катеров» мы с фотографом приехали заранее, задолго до появления первых «гонщиков». Первой после нас у «Причала» остановилась Alfa Romeo. Из нее вышла хрупкая девушка и громко спросила у нас через дорогу: «Здесь что ли гонка будет? А когда?». Пришлось развести руками – набережная была пустынна.
К половине двенадцатого начали съезжаться и выстраиваться у тротуара машины участников и болельщиков. В основном иномарки. Определить, кто есть кто, было невозможно – демократичные правила допускают к участию в гонках всех желающих. Автомобили собрались неплохие, но не спортивные. Ни одной машины категории GT, ни одной даже спецподготовленной. Самыми «крутыми» были парочка BMW и Audi а-ля Motorsport. А в подкатившем ближе к двенадцати караване «американцев» мелькнул Pontiac Fierbird и Chevrolet Camaro.
От киношного стереотипа осталась только ночь. Обычная, кстати, холодная и ветреная, осенняя ночь. Фонари, яркие и мощные, прекрасно освещают дорогу и обочину. Водители, выходящие из машин, дружески приветствовали старых знакомых, пожимали руки новым. Собирались группками, обсуждали какие-то свои автомобильные дела. Большинство были одеты в свободном стиле, но встречались и мужчины в костюмах, при галстуках, заскочившие «оттянуться» явно после трудового дня в офисе. Внешне все благопристойно и цивилизованно – ни бритоголовых качков, ни татуированных байкеров, и тем более – никаких маргинальных личностей. Со стороны это было похоже на пикник, на который выбралась большая компания. Каждую вновь прибывшую машину приветствовали шумно, тотчас принимая громко обсуждать ее шансы на участие и выигрыш. Наибольшее оживление вызвали вдруг остановившаяся на набережной «Победа». Сначала мы приняли ее за случайно проезжающую машину, но, увидев огромные «катки» на заднем мосту, поняли, что этот автомобиль – участник гонки, причем весьма серьезный. От «Победы» у него остался только кузов, все же остальное – двигатель, ходовая – от BMW.
Стрелки часов переползли за полночь, когда началось то, ради чего собрался народ, - гонки.
Что ж, назовем это так…
Правила состязания предельно просты – все машины делятся на четыре группы по мощности, массе и типу привода. Соревнуются только с «одногруппниками», стартуя парами с места. Четыреста метров. Примерно.
Иногда участники делают денежные ставки (в этот раз кто-то поставил на Mercedes CLK 800$), но в основном ездят «на интерес». Не задействованные в заезде водители рассредоточиваются вдоль дороги, проверяя трассу на наличие прохожих, посторонних машин и доблестной милиции.
Поскольку никакой санкции от властей на проведение подобных мероприятий нет, милиционеров приходится опасаться. Но не более. Как рассказывали завсегдатаи, серьезных конфликтов со служителями закона не бывает. Инкриминировать участниками гонок что-нибудь серьезнее превышения скорости они не могут.
Иногда ГИБДДешники просто не могут разобраться, что же происходит на самом деле и, убедившись, что с рук и из машин торговли ширпотребом или наркотиками не ведется, спокойно ретируются. Но чаще просто прогоняют всю тусовку со своей подведомственной территории.
«Маршалы» дали «отмашку», что «все чисто», и первый заезд стартовал. В нем участвовало два американских автомобиля, но промчались они мимо меня так быстро, что разобрать их модели я не успел. Их можно было бы назвать тенями, если бы не сопровождающий их проезд грохот выхлопов. Азарт «спортсменов» оказался столь велик, что, пересекши финишную черту, они не остановились, а наоборот, свернув с набережной, умчались выяснять «отношения» тет-а-тет.
Практически сразу за первой со стартовой линии с ревом моторов и пробуксовкой колес унеслась вторая пара. Примерно на середине дистанции машина, шедшая чуть впереди и ближе к реке, резко вильнула вправо, объезжая канализационный люк. Сопернику, избегая столкновения, тоже пришлось принять правее, и он едва не вылетел на обочину. Несколько зрителей, стоящих у дороги, бросились врассыпную. Гонка начала приобретать драматизм. Если уже на втором заезде едва не случилась авария с человеческими жертвами, то что же будет дальше, ведь ожидают своей очереди как минимум машин тридцать.
Очередные два участника решили самостоятельно разрешить извечны спор между Mercedes и BMW. Подъехав к стартовой линии, водитель Mercedes вольно или не вольно «поиграл на нервах» соперника, трижды срываясь с места не дожидаясь команды. Дважды хозяин BMW поддался на провокацию, пуская вдогонку. Стартовав наконец правильно, они почти всю трассу прошли бок о бок, «ноздря в ноздрю». Но перед самым финишем BMW все-таки вырвался вперед. Вернувшись к линии старта, «оппоненты» вышли из машин и принялись оживленно комментировать свои действия. Разговор был очень специфический на сленге, не понятном непосвященному: «шесть тысяч – вторая, не доходя до верхов – третья, раскрутил, выжал, перегазовал, воткнул».
А на старте уже подгазовывают очередные сорвиголовы. Отношения выясняют весьма не новая BMW и свеженькая Audi. Обе - со скошенными эмалевыми флажками. Это серьезные соперники, и борьба обещает быть нешуточной. Старт! Рев! Визг! Две молнии пролетают мимо и тут…на ярко освещенную набережную выходит из тени инспектор ГИБДД и полосатым жезлом прерывает заезд. Оказалось, что патрульный «жигуленок» с радаром, пользуясь потерей наблюдателями бдительности, подкрался по боковой дорожке и притаился в тени прямо посередине дистанции. Два здоровенных стража порядка деловито попросили у соревнующихся водительские права и предложили им самим определить, кто будет платить штраф за превышение скорости, так как «спидган» фиксирует скорость только одного автомобиля. Дисплей прибора показывал 130 км/ч. «Разрулив» инцидент с нарушителями, милиционеры решительно велели всем разъехаться. Получив отказ повели себя довольно агрессивно, и всем присутствующим пришлось выслушивать множество интересного про себя, свои машины, ближних и дальних родственников и т.д. и т.п. Угрозы сыпались как из ведра, правда, только на словах. Да и невозможно было уличить собравшихся автомобилистов в каких-либо противоправных действиях. Однако мероприятие пришлось свернуть – ГИБДДешники заявили, что до утра с места не двинутся и будут оформлять протоколы на водителей каждой стартующей пары машин.
Самые упорные участники втихаря договорились переехать на Лужнецкую набережную и продолжить заезды, но у большинства водителей настроение было безнадежно испорчено, и почти все разъехались по домам. На новой трассе состоялся только один, «разведочный», заезд, потом пошел дождь, и остатки тусовки не прощаясь раскатились в разные стороны.
Обдумав увиденное, можно сделать некоторые выводы, оценив плюсы и минусы происходящего.
Да, зрелище захватывающее! Красивые, мощные, автомобили, мчащиеся по ночной улице. Да, возбуждающий рев мотора и визг покрышек на старте. Бешеная доза адреналина в крови участников. Почти такая же – у зрителей. Потешенное мужское самолюбие победителей. Кстати, та красотка на Alfa Romeo была единственной «в руле». Остальные девушки были пассажирами. Или пассажирками. Вот и все положительные черты ночных гонок.
А теперь минусы! Гонки проводятся на улицах города, на участках с не перекрытым движением, где в любой момент может появиться посторонний автомобиль, за рулем которого ничего не подозревающий водитель не готов к встрече с бешено несущимися «болидами». Или пешеход, возможно, подвыпивший, не сумеет правильно оценить ситуацию. Не говоря уже о животных, столкновение с которыми на таких скоростях приведут к крупной аварии.
Далее. Сами автомобили. К заездам допускаются абсолютно все машины. Какой-нибудь технический контроль напрочь отсутствует. Я сам наблюдал манеру вождения участников вне трассы. Спокойной и неторопливо почти никто из них не ездит. А при подобном «рывковом» стиле разве есть гарантия, что с их автомобилями все в порядке? Тем более что большинство машин, скажем мягко, не блещет новизной. И от внезапных поломок никто не застрахован. Вдруг у кого-нибудь рулевая тяга лопнет или колесо взорвется? Где будет аварийный автомобиль? Хорошо, если в реке и пострадает только сам «лихач». Хуже, если в толпе стоящих вдоль трассы болельщиков и их машин. И даже если с автомобилями все в порядке – почти все они не гоночные, не подготовленные. После двух-трех торможений со скорости 150-160 км/ч до нуля от перегрева могут запросто отказать тормоза.
И последнее. Отвратительная организация. Даже при проведении нелегальных гонок мало указать линии старта и финиша. Расставленные по обочине энтузиасты, призванные предупреждать случайных прохожих о возможной опасности, «прекрасно» зарекомендовали себя, проворонив патрульный экипаж ДПС.
И хотя отсутствуют в московских ночных гонках атрибуты, подсмотренные в кино, тревогу они вызывают большую, ведь рискуют не подготовленные каскадеры, сто раз просчитавшие каждый оборот колеса, а мы с вами – зрители или просто прохожие, ежесекундно имеющие шанс превратиться в участников. Но не гонки. Трагедии.
Спите, пусть вам приснится другой аттракцион.