В далекие времена зарождения автомобилестроения, когда по городским дорогам ездили единичные экземпляры, о безопасности водителя не задумывались. Но с появлением массового спроса и огромного выпуска, возникла проблема с безопасностью человека в авто. На роль пассажиров при испытаниях безопасности автомобиля, производители использовали даже трупы людей, использовались животные и бесстрашные добровольцы. Но все же незаменимой и более подходящей для таких испытаний, оказалась человекоподобная кукла – манекен.
В 1949 году Сэмюэль Альдерсон, создал своего « первого мальчика для битья » - « Сьерра Сэма ». Идеальным прообразом строения человеческого тела он не отличался, имитация движений суставов шарнирных соединений, сильно отличались от того как это происходит у человека, также тело манекена было цельным.
В 1971 году, специалистами американского концерна « Дженерал моторс », был создан усовершенствованный манекен для крэш – тестов, под названием « Гибрид – 1 ». Он и по нынешнее время сидит за рулем автомобиля врезающегося в стену, только это уже третье поколение « гибридов ». Рост последней разработки 170 см и вес 78 кг, также для подражания нахождения в автомобиле членов семьи, были созданы и более маленькие экземпляры манекенов, роль супруги, выполняет кукла весом 50 кг и ростом 158 см.
Специалисты потрудились над тем, чтобы манекен по своим антропоморфным качествам, был максимально приближен к человеку. Это позволяет более точно судить о поведении и повреждениях человека при столкновении. При изготовлении манекена учитываются все человеческие пропорции, как распределяется вес, форма и размер головы. Позвоночник состоит из эластичных металлических « хрящей » и хорошо сгибается, ребра скелета выполнены из гибких и мягких пластин, в качестве суставов используются хорошо подвижные шарниры. В целом, вся конструкция манекена, напичканная датчиками, представляет собой единый организм.
В покрытии манекена применен винил, который специально подбирается по показателям упругости человеческой кожи. На кукле установлено множество электронных датчиков и потенциометров, они расположены в важных местах – голове, шее, груди, ногах и руках. Вся это дорогостоящая электроника, передает информацию о различных нагрузках, переносимых куклой, со скоростью 25 тыс раз на секунду. Запись сигналов осуществляется на специальный блок памяти, который расположен за грудной клеткой манекена.
Для точности измерений, перед каждым испытанием, производится калибровка датчиков, голову манекена, безжалостно роняют на стальную плиту с высоты полметра, и сверяются с эталонными показателями. После таких процедур, манекен, обратно собирают, в отличие от человека, ему можно легко заменить некорректно и не точно работающую часть тела. Стоимость полностью укомплектованного и нафаршированного для испытания манекена довольно приличная, порядка 250 тыс долларов.
Интересно и другое, автомобили для тестов компании вроде Euro NCAP покупают сами, и если после аварии собственного автомобиля его легко можно сдать в выкуп битых автомобилей в Санкт Петербруге или другом городе и забыть о проблеме, то после крэш-теста, весь автомобиль передается (часто небезвозмездно) производителю для изучения слабых сторон и улучшения выпускаемой продукции.